Влияние порядка рождения ребёнка на его поведение

«Модели поведения людей во многом определяются порядком их рождения в родительской семье.
Не существует двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково

Это миф, что родители любят всех своих детей одинаково. Каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого, второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек, на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям.

С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители (приобрели опыт при воспитании первого ребенка, другое отношение к способам воспитания, и следующего ребенка они будут воспитывать иначе, в экономическом плане они стали более благополучными, они переехали на новое местожительства, у них новые соседи

Единственный ребенок. Обычно единственный ребенок боль¬ше, чем другие дети, чувствителен к правилам и ожиданиям родителей и старается им соответствовать. Преимущества — единственного ребенка родители могут обеспечить большим, чем нескольких детей, у родителей больше времени на ребенка, родители уделяют ребенку больше внимания, ребенок никогда не подвергнется травме из-за «свержения с трона» другим ребенком, ребенок никогда не будет вынужден соревноваться с другими детьми, ребенок может быть центром внимания для расширенной семьи — бабушек, дедушек, тетушек, дядюшек и др.

Недостатки — ребенок может испытывать одиночество, ребенок может стать эгоистичным, ребенка могут чрезмерно опекать, часто родители соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может вызвать трения между ними и спровоцировать ситуацию, когда ребенок может «использовать» одного роди¬теля против другого, ребенок может оказаться вовлеченным в эмоциональный процесс между родителям и может посчитать себя ответственным за это, ребенок может жить в страхе, что если что-то случится с ро¬дителями, он останется один во всем мире, у ребенка могут появиться трудности в принятии решений, потому что все решения принимаются за него, у ребенка могут возникнуть трудности с установлением взаимоотношений в школе из-за того, что у него невелик опыт общения с другими детьми, ребенок может испытывать общую депривацию из-за того, что у него нет ни брата, ни сестры, единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, либо восстает против них. Он редко придерживается середины

Самый старший ребенок. Появление другого ребенка в семье почти всегда представ¬ляет угрозу для самого старшего. Появление второго ребенка низвергает с трона самого старшего. Ни один из последую¬щих детей не подвергается такому низвержению с трона, как самый старший, потому что они никогда не были единствен¬ными детьми; они всегда были вынуждены делить своих ро¬дителей с другими детьми. Одной из самых характерных черт старшего ребенка является его потребность оставаться «первым» и быть первым во всем любой ценой. Часто самые старшие дети бывают робки¬ми и сверхчувствительнми. Именно они порой особенно близки с родителями. Еще одна черта старших детей — серьезность и ответственность.

Второй ребенок. У второго ребенка весьма неудобное положение в жизни — обычно второй ребенок сравнивает себя со старшим сиблингом, чувствуя себя ниже, второй ребенок, как правило, очень склонен к конкуренции, настроен на то, чтобы догнать, если не перегнать старшего брата или сестру.никогда не испытывает всецелое внимание родите¬лей, как это доводилось в течение некоторого времени первенцу, в большинстве случаев второй ребенок — полная противоположность первому. Если первенец пасси¬вен, то второй ребенок обычно активен.

Средний ребенок. Когда в семье появляется третий ребенок, положение второго ребенка меняется и он становится средним — в этой ситуации он чувствует себя зажатым с двух сторон, теперь у него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балу-ют и не любят, как нового малыша, многие становятся настолько обидчивыми, что отбиваются от рук и превращаются в проблему для семьи — они считают, что им нет места; они сравнивают себя со старшим ребенком — сравнение оказывается не в их пользу — у старшего вся власть, они сравнивают себя с младшим, свободным от всякого давления, которого защищают родители, на практике мы наблюдаем, что средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи.

Самый младший ребенок. Самый младший ребенок всегда занимает особое место в семье — младший ребенок может почувствовать, что он нежеланен, и не ощущать себя частью семьи,такие дети могут пытаться интегрироваться в семью с помощью обаяния, покорности и старания быть приятным для всех, может отдалиться, чувствовать, в основном младших детей балуют и защищают все члены семьи, часто старшие дети являются функциональными родителями младшим, положение, при котором он остается слабым и зависимым, — удобная позиция, часто самые младшие дети верховодят всемье — они устанавливают требования и диктуют их другим; самый младший ребенок может стать тираном.

Другие факторы. Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка -дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми, больной ребенок, с которым, возможно, обращаются как с «особенным»; очень красивый или очень талантливый ребенок, которым гордятся родители и который занимает совершенно особое место в семейной структуре; ребенок, рожденный после смерти предшествующего ребенка; единственная девочка среди нескольких мальчиков или единственный мальчик среди многих девочек;ребенок, подающий надежды, или медленно развивающийся ребенок, или с задержкой развития.

Способы взаимодействия между партнерами могут быть связаны с порядком их рождения в семье — старшая дочь, имеющая младшего брата, и младший брат, имеющий старшую сестру, создав семью, могут чувствовать себя вполне комфортно, ибо будут взаимно дополнять друг друга. Старшая дочь знает о том, как заботиться о младшем брате, младший брат вполне готов принять заботу старшей сестры.

Семья между двумя младшими детьми, имеющими старших брата и сестру противоположного пола: в периоды, когда тревога будет низка, этот брак может выглядеть как вполне устойчивый, в стрессовой ситуации супругов ожидает паралич в принятии решений — оба взирают друг на друга с надеждой, ожидая инициативы от своего партнера.

Брак между двумя старшими детьми, имеющими младших противоположного пола, ожидают трудности иного рода -привыкли заботиться о младших, нести ответственность за другого, может быть свое видение того, как найти выход из создав¬шейся ситуации, стремление «сделать для семьи как можно луч¬ше», но своим способом, может выглядеть как борьба за власть. Аналогичная ситуация может быть и с единственными детьми.

(по материалам из книги А. Черникова «Системная семейная психотерапия»)