Детский и семейный психолог » По запросу телеканала Киевская Русь

По запросу телеканала Киевская Русь

Девочка. 4 года. Ребёнок обижается по поводу и без него. Такое её поведение мы не можем понять. Возможно, Вы подскажете, почему ребёнок так реагирует?

Тут, скорее всего, речь идёт о повышенной чувствительности и ранимости. Вполне возможно, что малышка ещё и впечатлительная, эмоциональная. Чувствительность может быть связана как с особенностями нервной системы, так и с воспитанием.

Ранимому человеку порой очень сложно контролировать эмоции и воспринимать окружающий мир, но в то же время чувствительных людей отличает способность видеть мелкие детали ситуации, тонкие нюансы, которые могут остаться незамеченными для других. Такие личностные особенности могут служить основой тактичности, корректности поведения в будущем.

Из рекомендаций родителям:

— ни в коем случае не давить на ранимого ребёнка;

— не стоит авторитарно заставлять что-то делать;

— необходимо оказывать большую поддержку, особенно в тех случаях, когда ребёнку сложно справиться с задачей, пережить какой-то эпизод в отношениях;

— важно побуждать говорить о своих чувствах, страхах, опасениях;

— такие детки очень болезненно воспринимают критику и поэтому если Вы хотите «поругать» чадо, необходимо предъявлять свои требования в наиболее мягкой форме и спокойным голосом.

Поскольку модели поведения малыш черпает из семьи, подумайте, кому из её членов свойственно обижаться или подавлять свои обиды.

Поведение ребёнка может быть лишь проявлением не проявленных эмоций его родственников. Кроме того, темперамент в основном наследуется от мамы. Имеет смысл мамочке проанализировать своё эмоциональное состояния и ту модель поведения, которую она выбирает в конфликтных ситуациях.

«Обидеть можно того, кто позволяет себя обежать! » А если позволяет, значит ему это нужно зачем-то. Чего может не хватать Вашей дочурке: внимания, времени с Вами, Любви, ласки?

Ещё Я бы порекомендовала соблюдать режим дня, полноценные прогулки на свежем воздухе, ванночки с морской солью за 40 ми-

нут до сна, расслабляющий массаж родительскими ручками перед сном и ограничение в употреблении шоколада, жареной, копченой и острой пищи.

Для профилактики «обидок» в теле (тонзилиты, ларингиты, ангины) рекомендую караоке, студию актёрского мастерства, дыхательную гимнастику с акцентом на выдохе, риторику — всё то, что направлено на самовыражение и на разблокировку речевого аппарата. А также занятия восточными танцами, которые поспособствуют освобождению женской половой сферы от накопленных обид, раскрытию женственности и приобретению навыков уверенности.

Нашей девочке 2 годика и мне бы хотелось узнать, как влияют отношения между родителями и вообще в семье на ребёнка.

Ребёнок является неотъемной частью семейной системы и в то же время её самим слабым звеном (таким своеобразным «сливным бочком»).

Плохое поведение, вредные привычки, частые болезни ребёнка в первую очередь указывают на то, что в семейной системе что-то разладилось, родителям не до Киндера, а он, в свою очередь, всеми доступными ему методами пытается навести в ней порядок. Всё, что не проявлено или подавлено в родителях, проявляется в их детях. Детки как бы считывают информацию с окружающего пространства, слышат сквозь стены, улавливают эмоциональное состояние каждого из родителей.

Для того чтобы переключить внимание или снять напряжение в семейной системе, малыши нередко начинают болеть.

Аденоиды, например, указывают на неурядицы в семейном кругу (малыш ощущает, что никому не нужен), аллергические реакции, частые боли в животе, инфекционные и простудные заболевания, воспаление лёгких говорят о дискомфорте, подавленности, нелюбви; паразиты — об авторитарных формах поведения, падает зрение- тем самым Человек заявляет о нежелание видеть, воспалениями мочеполовой сферы — об отсутствии гармонии в отношениях родителях.

К самым сложным заболеванием семейной системы относятся аутизм, ДЦП, бронхиальная астма, онкология, шизофрения, пороки развития сердечно-сосудистой системы. Эти заболевания в первую очередь говорят о желаниях объединить семью Любовью. И Я глубоко убеждена, что они излечимы!

У нас дочка 2 лет последнее время стала бояться темноты. Подскажите, пожалуйста, с чем это может быть связано и почему дети этого возраста боятся темноты?

Девочка такого возраста, что уже необходимо отучать спать с родителями. Как это сделать и вообще, с какого возраста нужно начинать? И ещё хотелось бы узнать, как правильно настроить ребёнка на сон, чтобы ей не было страшно спать?

Страхи ребёнка тесно связаны с его фантазиями. В определённые периоды жизни являются естественной реакцией на многое непонятное, неизвестное, непознанное. У малыша есть потребность расширять свою ещё далеко не полную картинку мира. Но, в силу нехватки информации, ему приходится домысливать, сочинять то, чего он ещё не знает.

Как правило, ребёнок боится не самой темноты, а Бабы-Яги, волка или Чудища, которые в ней живут. Да ещё и добрый дедушка любит запугивать: «Не съешь кашу, волк тебя съест!»

Начинать процесс «самостоятельного сна» нужно ровно тогда, когда ребёнок будет готов Вас отпустить. Нет ничего удивительного в том, что такой малыш продолжает сохранять привязанность к Вам, что может быть действительно ещё долго, потому что насыщение потребности в эмоциональном контакте с мамочкой — процесс индивидуальный. Более тесный контакт в течение дня (без остальных членов семьи) смягчит её вечернюю, «липучесть». Правда, по вечерам и чувствительность тоже увеличивается. Все водные процедуры необходимо прекратить за 40 минут до сна (вода активизирует эмоциональную сферу). Перед сном можно почитать сказки (мама — дочке, дочурка — мишке) при притушенном свете и потихоньку оставлять засыпать самостоятельно, ссылаясь на неотложные дела, пообещав прийти, как только справитесь. Ночью постарайтесь побыть рядышком, на случай, если девочка проснётся. Ночью работа подсознания достаточно активна и могут активизироваться все страхи и испуги дня (проанализируйте, что видит и слышит кроха днём и нужно ли ей это).

Постепенно увеличивайте дистанцию, заменяя себя игрушкой — охранником в ногах. Возраст малой автономии не за горами и, когда малышка будет готова, она сама Вас отпустит.

Хотя… иногда детки, которые даже с рождения привыкли спать самостоятельно, единожды увидев страшный сон, могут в дальнейшем активно придумывать различные предлоги для того, чтобы вообще не ложиться спать или хотя бы оттянуть этот момент как можно дольше. Он будет просить попить, в туалет или чтобы с ним ещё немного посидели или прочитали «последнюю сказочку»… Чтобы не снились страшные сны, предложите ребёнку «заказать» хороший сон, а заказ в виде рисунка или записки положить под подушку.

И ещё… попробуйте вместе нарисовать страшилку, придумайте ей имя, дорисуйте ей добрую мордочку и сочините сказку на тему: «Чего боятся страшилки?»

Мы последнее время стали замечать, что наша девочка боится оставаться одна. Например, когда взрослые в другой комнате или вышли на несколько минут из квартиры. Она начинает плакать и просит остаться вместе с ней. Какие причины такого поведения?

Правда ли, что причиной страхов детей могут быть сказки или просто негативные персонажи. Как помочь девочке побороть страх?

Если ранее подобного не наблюдалось, то этот страх скорее связан с конкретной ситуацией: заболеванием или смертью родственника, постоянными разговорами на эту тему, в случае, если ребёнок сам болеет; несчастный случай, нападения, стихии, пожар.

Усугубляет страх конфликтные отношения в семье и беспокойные или принципиальные родители.

Этот страх идёт параллельно со страхом замкнутого пространства, неожиданных звуков или сказочных персонажей.

Телевидение изобилует различными пылающими сценами даже в мультфильмах и детских фильмах. Чтобы исключить просмотр таких сцен, родители должны тщательно изучать программу передач и с учётом мнения малыша устраивать совместные просмотры. Если какие-либо эпизоды всё равно не удалось исключить, важно обсудить с ребёнком поведение героев, отметив, что происходящие в фильмах события вымышленные. Полезно, спросить ребёнка, что можно сделать для того, чтобы герой стал добрым или ситуация изменилась в лучшую сторону. Это позволит проанализировать ситуацию и лучше понять её.

Разобраться в том, что является причиной страха, можно поиграв в ролевые игры, где малыш исполняет роль взрослых, а родители — роль детей.

Почаще играйте в прятки, изучая все потаённые уголки в квартире вместе, зазывайте гостей, прорисуйте и прокричите этот страх.

А ещё обратите внимание на то, где он активизируется. Возможно, действительно в этом пространстве есть нечто, о чём Вы даже не догадываетесь, и тогда стоит просто «почистить» квартиру. Иногда наши дети действительно видят то, что мы с Вами не видим. И это факт!

Случай из практики: семье подарили шикарные оленьи рога, которые несколько дней красовались в прихожей. С ребёнком по ночам стало происходить нечто совершенно дикое и ужасающее: он кричал, его выкручивало, а с утра он ничего не помнит. Родители пошли по бабкам, через месяц обратились за помощью к психологу; на рисунках — убитые животные. Рога сняли — всё прошло (малыш чувствует энергии умирающего животного: страх, боль и ужас).

Удачи и терпения Вам.

Здравствуйте! Владу 13 лет он очень нервный и раздражительный, непослушный. Делает очень много пакостей (что-то подожжет, что-то сломает, на стенах порисует и т. д.),а особенно когда что-то скажешь относительно того как он учится или что не убрал и т. д. Учится не хочет, слушать тоже. Очень волнительно что ребенок становится взрослым и не управляемым, а что делать даже и не знаю».
Здравствуйте! Ребёнок и правда «становится взрослым». Неуправляемым? А мы разве должны, или имеем право, УПРАВЛЯТЬ, да и как мы можем управлять кем-либо? Помочь, постараться понять и разобраться в причинах подобного поведения, не критикуя; попытаться установить дружеский контакт, на своём примере показывать модели поведения, не предъявляя требований в то время, когда сами им же частенько не соответствуем.

Учиться не хочет… А есть мотивация к учёбе? Слушать- тоже… А сын обязан Вас слушать? Прислушиваться к Вашим советам? Да! Но станет ли он это делать – это уже вопрос не к нему, а к Вам. Что Вы сами сделали для того, чтобы Вас услыхали? Просто говорите? Этого недостаточно. Если частенько то и делаете, что осуждаете, перестанет вообще слышать и слушать, просто всем своим поведением заявит о главной человеческой потребности в любви и принятии. А обеспечить удовлетворение ими может, и должна, именно мама.

Подумайте над тем, почему Ваш сын «нервный и раздражительный». Что для него является настолько дискомфортным в Вашем доме, что он в нём «пакостит» и пытается разрушить. Может сын пытаетсяотомстить таким образом? Задумайтесь, за что.

А может ему и накопившуюся энергию некуда девать? Ведь гормоны-то «бьют ключом».

Тут в любом случае речь идёт об агрессии со стороны подростка. В основе частенько лежат обида и протест, желание что-то менять.

Терпения Вам и согласия в семье!